Понятие груза 200 впервые стали широко использовать в Советском Союзе во время войны в Афганистане. Учитывая количество тел, прибывших из этой суровой страны, канцеляризм стал узнаваемым, и сегодня грузом 200 называют любых погибших солдат, а иногда – и тела гражданских покойников, перевозимых общественным транспортом. При этом еще со времен войны в Афганистане тела покойников транспортировали в особых оцинкованных гробах, и эта практика сохранилась до наших дней. Чем же она обусловлена?
Почему груз – именно 200?
Военная, да и вообще любая деловая лексика предполагает недвусмысленность формулировок, потому перевозимым телам покойников нужно было некое стандартное название, не предполагающее неуместных синонимов. Кроме того, при транспортировке покойников общественным транспортом желательно не афишировать наличие таких попутчиков, чтобы не портить настроение живым пассажирам, хотя сейчас, конечно, ни для кого не секрет, что же такое «груз 200».
Словом, военным нужно было название для того, что именно они перевозят. Транспортировка тел погибших солдат осуществлялась задолго до войны в Афганистане, и сам термин «груз 200» возник намного раньше, просто не был настолько известным. Название выбрали неспроста: дело в том, что перевозка покойников осуществлялась в специальных оцинкованных гробах. Взрослый и физически развитый мужчина (а именно его обычно представляешь, думая о военных) весит порядка 80-100 килограммов, и еще примерно такую же массу имеет оцинкованный гроб – вместе получается до 200 килограммов. Отсюда и название – груз 200.
Зачем покойников запаивают в металл?
Правило запаивания тел усопших в металлический гроб при транспортировке не является ни особенностью советского менталитета, ни местным изобретением – так же поступают во всем мире. На самом деле часто используется не сугубо металлический гроб, как могло подумать большинство обывателей, а особая многослойная конструкция: обыкновенный деревянный гроб снаружи опаивают металлом, а металлическую коробку, в свою очередь, кладут внутрь еще одной деревянной.
Герметично запаянный металлический контейнер гарантирует, что покойник абсолютно безопасен для окружающих. Ни болезнетворные бактерии, которые могли бы присутствовать на теле, ни тлен не проникнут за пределы такого ящика. Благодаря наличию цинкового гроба транспортировка груза 200 возможна и усилиями общественного транспорта – прежде всего, самолетами и поездами, для которых наличие оцинковки обязательно.
Если тело покойника серьезно изувечено – например, в результате боевых действий или попадания в катастрофу – металлический гроб не вскрывают, а покойника хоронят прямо в нем. При этом транспортировка тела в закрытом металлическом ящике требует наличия у отправителя пакета документов – свидетельства о смерти и бумаг, доказывающих, что в контейнере нет ничего такого, чему категорически нельзя там находиться.
Почему именно цинк?
Практика использования металлических контейнеров распространилась давно, но цинк, вероятно, не сразу стал безальтернативным материалом для их изготовления. Сегодня в широком общественном сознании именно цинк ассоциируется с запаянными гробами, и это неспроста:
- цинковый гроб герметичен, он эффективно сдерживает распространение запаха тлена, что для общественного транспорта принципиально важно;
- герметичность цинкового контейнера означает, что процессы разложения тела внутри него замедляются – повышается шанс, что даже после длительной транспортировки тело можно привести в порядок и похоронить в открытом гробу;
- цинк не ржавеет – гроб точно останется герметичным;
- при прочих достоинствах цинк еще и повсеместно доступен, а стоит при этом недорого.
Таким образом, гробы именно из цинка – это весьма разумный выбор.